Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Представление педагогического опыта
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит, каким станет человек. Судьба многих детей России осложнена социальными и экономическими проблемами, но особенно трудна она у тех, кто по воле обстоятельств оказались вне семьи. Поэтому, попадая в интернат, дети должны обрести здесь второй дом, в котором найдут понимание, любовь и ласку. Порой которой не хватало дома. Чаще всего ребенок приходит из семьи, характеризующейся аморальным образом жизни родителей, употреблением алкоголя или наркотиков, или из семьи, в которой родители психологически и морально не готовы к воспитанию детей. Находясь в такой семье, ребенок не дополучает так необходимых ему положительных стимулов к деятельности и саморазвитию. Именно в это время проявляются те негативные особенности развития личности, с которыми в последствии сталкиваемся мы педагоги в интернатном учреждении. В школе-интернате я работаю воспитателем шесть лет. Воспитатель – это универсальный человек, он знаток, плюс артист, плюс врач и просто - друг детей. Детская душа подобна первому снегу – оставить в ней след легко, легко и испачкать. Каждый новый след делает опыт разнообразнее, но важнее, чтобы душа ребенка с каждым новым следом становилась богаче. Я считаю своим признанием найти и развить в каждом ребенке способности, которые обязательно есть в каждом маленьком человечке, ввести его в окружающий мир, дав знания о мире, о его природе, о человеке как главной составляющей этого мира. Я – воспитатель, я – педагог. Люблю играть с детьми, обучаю всех их старательно лепить, танцевать, рисовать. Я беседую с ними о солнышке, о звездах и о луне; а еще учу просто слушать: как журчит весенний ручеек, шуршит листва. Стараюсь учить ребятишек всем сердцем любить свою Родину, чтобы стать патриотами своей страны; читаю детям множества книжек, чтобы привить жажду к знаниям. Я часто им улыбаюсь и учу только хорошему, и при этом стараюсь быть справедливой, быть примером для них. В группе у меня восемь воспитанников, из которых один ребенок-сирота и семь детей из неблагополучных и малообеспеченных семей. Дети разные: тихие, непослушные, шумные и озорные. И только воспитатель может вовремя погладить по головке или пригрозить пальцем за шалость, дать совет, ответить на вопрос ребенка. Поэтому внутренний мир ребенка, его нравственно-эстетические качества меня очень волнуют. Очень важно вырастить, воспитать настоящего человека с умением наслаждаться красотой и создавать прекрасное, со стремлением увеличивать добро и ненавидеть зло. Для меня, как воспитателя, особенна близка проблема нравственно-эстетического воспитания, которая стала еще актуальнее. Войны, переполненные тюрьмы, загрязнение окружающей среды – все это как нельзя лучше говорит о том, что если мы – люди не изменим свое отношение к окружающему, мы все погибнем. Поэтому воспитание нравственных качеств, культуры поведения так важно на современном этапе. Нравственное воспитание – формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Нравственное воспитание направленно на формирование у человека общественно сообразных нравственных качеств. К ним относятся ответственность, гуманность, высокая культура поведения, понимание и стремление к сохранению общечеловеческих ценностей, выработка нравственных убеждений и привычек, высокая культура межнациональных отношений, патриотизм, устойчивость научного мировоззрения. Задачи, которые я ставлю работая над проблемой нравственного воспитания: • овладение личностью правилами и нормами нравственного поведения; • развитие чувств; • формирование убеждений; • формирование умений и навыков нравственного поведения Целью нравственного воспитания является личность, которую отличают: высокий уровень нравственных знаний; наличие потребностей выполнения нравственных норм, привычек и навыков; стремление к созданию результатов, которые принесут благо другим людям; высокое чувство ответственности за собственную деятельность; личностные отношения к выполняемым действиям, единство нравственного сознания и поведения, когда значение нравственных норм проявляется в учебной деятельности как целеустремленность, ответственность, способность к моральной рефлексии. Вырабатывая нравственные привычки, зачастую приходится избавляться от отрицательных с моральной точки зрения привычек. В этой связи я стараюсь делать акцент не на том дурном, что есть в человеке, а на том хорошем, что может это дурное заменить, раскрывать перспективы воспитания, а не загонять в сознание собственной несостоятельности. Нравственное воспитание неразрывно связано с эстетическим воспитанием, которое будит чувство прекрасного и облагораживает личность. Эстетическое воспитание развивает чувства, способность к переживаниям, оценкам, суждениям, пониманию прекрасного и отделение его от посредственного. Эстетические отношения формируются в процессе воспитательной деятельности. Способность к эстетическому восприятию мира доступна уже с раннего детского возраста. Ее развитие и совершенствование достигается посредством эмоций, чувств, переживаний. Воспринимая различные предметы искусства и, реагируя соответствующим образом на их содержание, человек развивает в себе стремление жить по законам прекрасного. Средством эстетического воспитания могут выступать самые разные стороны жизни: труд, природа, искусство и т. д. К задачам эстетического воспитания относится: -формирование идеалов, вкусов; -потребность к красоте; -способность окружать себя красивыми, эстетическими вещами; -строить свою жизнь соответственно эстетическим понятиям. Целью эстетического воспитания является формирование разнообразных эстетических отношений. Для достижения этих целей и задач я использую различные формы и методы воспитания: беседы, чтение художественной литературы, творческие работы (аригамми, лепка из пластилина, аппликации, рисование), инсценирование сказок, изготовление костюмов и реквизита, участие в художественной деятельности. Такие формы и методы оказывают эффективное воздействие на развитие личности ребенка, талантов, умственных и физических способностей ребенка, обогащает духовой мир ребенка, способствует приобщению детей к эстетической культуре, помогает изменить отношение друг к другу, создают атмосферу терпимости, толерантности, воспитывает чувство собственного достоинства, дают детям уверенность в своих силах. Такие беседы, как «Ответственность за свои поступки», «Сотвори солнце в себе», «Книга - окно в мир», учат детей всем сердцем любить свою Родину, прививают жажду к знаниям, воспитывают уважение к правам человека и основам свободы. Конечно, к сожалению, ни сразу заметны результаты труда. Порой бывает трудно. Но я ищу, пробую, ошибаюсь, работаю над собой, радуюсь успехам. Ведь только стоит взглянуть на детские глазки: сколько они излучают света, добра и любви! Чтобы двигаться вперед, я выполняю систематическую работу, ищу индивидуальный подход, с каждым ребенком я беседую о повседневных нормах поведения, о человеческих ценностях – любви и дружбы, о милосердии, о честности и трудолюбии, о культуре поведения и культуре общения. Только тогда моя работа дает положительные результаты. Дети охотно участвуют в театрализованных представлениях, готовят самостоятельно костюмы, декорации. Особенно запомнилось инсценирование сказки «Маша и медведь». Ребята как актеры вживались в образы героев сказки, с удовольствием учили слова. Ведь именно выступление на сцене дает детям уверенность в своих силах, воспитывает чувство собственного достоинства. Дети преображаются – они сдержаны, терпимы друг к другу, тактичны. Все это говорит в пользу нравственно-эстетического воспитания, которое помогает нам воспитателям воздействовать на становление и развитии личности ребенка. Огромное влияние на эстетическую сторону воспитания личности оказывает художественная литература. Я помогаю выбрать подходящую книгу, осмыслить и проанализировать прочитанное, выделить наиболее важные и красивые моменты, поступки героев, получить эстетическое наслаждение от различных описаний, встречающихся в произведении. Для этого мы не только читаем, но и пересказываем или заучиваем наизусть отрывки прочитанного, инсценируем, что позволяет лучше запомнить и точнее понять их смысл, чистоту, красоту и особенности языка и родной речи. Такие беседы, как «Ответственность за свои поступки», «Сотвори солнце в себе», «Книга - окно в мир», учат детей всем сердцем любить свою Родину, прививают жажду к знаниям, воспитывают уважение к правам человека и основам свободы. Конечно, к сожалению, ни сразу заметны результаты труда. Порой бывает трудно. Но я ищу, пробую, ошибаюсь, работаю над собой, радуюсь успехам. Ведь только стоит взглянуть на детские глазки: сколько они излучают света, добра и любви! Чтобы двигаться вперед, я выполняю систематическую работу, ищу индивидуальный подход, с каждым ребенком я беседую о повседневных нормах поведения, о человеческих ценностях – любви и дружбы, о милосердии, о честности и трудолюбии, о культуре поведения и культуре общения. Только тогда моя работа дает положительные результаты.
|
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
|