Воскресенье, 05.05.2024, 19:00
Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ РМ "Шейн-Майданская школа-интернат"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Представление педагогического опыта

ГБОУ РМ «Шейн – Майданская школа – интернат»

 

 

 

 

 

Обобщение собственного педагогического опыта по проблеме:

«Развитие познавательного интереса в ходе выполнения самостоятельной работы на уроках математики».

 

 

 

 

Васильева Светлана Владимировна –

учитель математики 1 квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

2017 год

 

Проблема, над которой я работаю последние годы – «Развитие познавательного интереса в ходе выполнения самостоятельной работы на уроках математики». Почему я выбрала эту тему? Современные реалии в образовании предполагают наращивание темпа работы в урочное и внеурочное время и как раз, за счет самостоятельного восприятия учебного материала детьми. В своей работе я опиралась на труды не столько математиков, сколько известных педагогов нашего времени (И.П. Пидкасистый «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении», В.В.Давыдов «Проблемы развивающего развития», Б.П. Есипов «Самостоятельная работа учащихся на уроках» и др.). Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет массу хлопот т огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна.
Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес как важный мотив учения. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.
Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит , что в самом процессе школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Например, в 5 классе при изучении темы «Десятичные дроби» , которая ребятам чаще всего не интересна, важно с первых минут заинтересовать детей, поэтому я начинаю изучение темы с того, что даю двум – трем ученикам задание подготовить доклады по теме, которую мы только еще будем изучать. Урок начинаю с небольшой практической работы, в ходе выполнения которой ученики сами приходят к необходимым знаниям, затем даю небольшую историческую справку о том как и когда люди стали пользоваться дробями . Ученики проявляют интерес к изучаемой теме .
Самостоятельное выполнение работы – самый надежный показатель качества знаний , умений и навыков. Организация самостоятельной работы , руководство ею – это ответственная и сложная работа учителя. Планируя урок и включая как его часть любую из форм самостоятельной работы не всегда можно получить желаемый результат..
Например, при изучении темы «Подобия треугольников» по геометрии в 8 классе хорошо воспринимаются такие виды самостоятельной работы как :
математический диктант, практические задания по построению подобных треугольников, но плохо «идут» задачи, которые чем-то отличаются от задач в учебнике.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи . Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Для решения первой задачи использую теоретические самостоятельные работы в 8-9 классах при изучении многих тем геометрии, даю учащимся задания по подготовке докладов по изучаемой теме, поиску необходимой информации в сети «Интернет», учащиеся пытаются делать мини-проекты.
При решении второй задачи чаще всего привожу примеры из истории математики по практическому применению той или иной темы и ученики стараются сами решать задачи и выясняют как можно полученные знания применить в практике. Такие задания интересны как пятиклассникам, так и девятиклассникам. Так, например, изучая арифметическую и геометрическую прогрессии, учащиеся часто задают вопрос: зачем это? Но когда они начинают решать практические задачи по биологии, экономике и т.д. и у ребят загораются глаза, понимаешь, что все твои усилия были не напрасны…
При выполнении самостоятельных работ должна быть система. Последовательность выполнения домашних и классных логически вытекает из предыдущих и готовит почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только ближние, но и дальние связи.
Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически.

Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.
Результаты своей работы представляю в виде открытых уроков и внеклассных мероприятий: - Урок – обобщение в 6 классе по теме «Сложение чисел с разными знаками» - 5.02.13г.
- «Площадь многоугольника» открытый урок в 8 классе – 15.10.14г.
- «Равнобедренный треугольник и его свойства» открытый урок в 7 классе – 21.10.15г.
- «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» открытый урок в 8 классе – 25.01.17г.
- Викторина «Совет мудрецов» в 8-9 классах от 8.02.2013г.
- Конкурс математических загадок и шарад 6,8 классы от 14.10.2014г.
- Математический калейдоскоп 7, 9 классы от 20.10.2015г.
- «История математики в фактах и числах» беседа 8-9 классы от 23.10.2015г.
- Викторина «Хочу все знать» 5 класс от 26.01.2017г.
и выступлений на педагогических советах и заседаниях МО учителей –предметников естественно - научного цикла: «ФГОС второго поколения и системно – деятельностный подход в обучении математике», «Повышение качества знаний учащихся. Обучение успехом», «Формирование познавательного интереса в обучении»,«Развивающее обучение как основа стандартов второго поколения», «Использование вопросов в обучении математике», «Внеклассная работа по математике», «Роль межличностных отношений в образовательном процессе».
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей возможности справиться с различными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Шейн-Майдан
Создать бесплатный сайт с uCoz